суббота, 13 августа 2011 г.

Использование ГИС технологий и Космических Снимков для Экологического Туризма


Цель работы показать как можно использовать современные методы исторического  анализа, ГИС, ДЗЗ и технологий глобальной спутниковой навигации для создания новых туристических маршрутов в регионе ВШП, даже при минимальном финансировании.

У многих людей, особенно в пору отпусков возникает вопрос, где и как отдыхать? Туризм дает ответ на этот вопрос – путешествие. Путешествие это сказка, которая дарит массу ярких впечатлений об истории, обычаях, природе, культуре,  как своей страны, так и других стран мира, бодрит дух и улучшает здоровье.

Как пишет Ю.С. Путрик и В.В. Свешников: «туризм решает задачи, где и как организовать отдых, как привлечь внимание к путешествиям и подсказать каждому, что для него всего интереснее и полезнее в туризме. Задачи не простые. Ведь для проведения даже 2-3 дневного путешествия организаторы сталкиваются с вопросами перевозки, питания, обслуживания и это помимо основных задач – организации знакомства с достопримечательностями, походов и прогулок. Сегодня все эти вопросы решают не только работники туристско-экскурсионной отрасли, но и люди науки, в том числе географы» [1]. Следует также заметить что существует жесткая зависимость туристических ресурсов от инфраструктурной освоенности территории исторически закономерна   

Сейчас в ходу у работников туризма появились не только путеводители по странам, но и туристические карты и схемы. Этот вид картографической продукции рассчитан на широкий круг потребителей. Такие карты и схемы должны служить туристам справочным пособием и путеводителем. Туристические карты содержат информацию об уникальных природных и исторических объектах представляющих интерес для экскурсантов. Также на этих картах даны основные маршруты транспорта, зоны отдыха, пункты питания, медицинской помощи и т.д. То есть сведения о системе обслуживания туристов. Теперь когда в ходу появились новые технологии глобальной спутниковой навигации, ГИС, относительно дешевых спутниковых снимков, составление таких туристических карт с прокладыванием новых маршрутов осуществляет значительно быстрее и экономичней.    

 

Современная туристическая индустрия использует лишь известные маршруты и брэндовые исторические места. Но современный мир быстро развивается, старые маршруты устаревают, приедаются. Конкуренция в мировой туристической сфере все возрастает. Поэтому требуется разработка новых направлений и видов деятельности в туризме.  К сожалению сейчас многие очень интересные и уникальные исторические места, как бы выпадают из традиционных и привычных туристических маршрутов. Хотя, в период существования Великого шелкового пути (ВШП) эти территории являлись ключевыми пунктами на этом направлении. Через них проходили важные отрезки ВШП, связывающие Восток и Запад, Север и Юг. Например одним из таких мест был район Нуратау, где сравнительно на небольшой территории сконцентрировано большое число разнотипных исторических артефактов и святых мест. Как гласит местная легенда, что к вершине гор Нуратау, Хаят Баши (Начало Жизни) пристал сам пророк Ной. Как бы в подтверждение этого, в сопредельной с районом Нуратау, территории в районе Ходжкента, есть пещера где расположен трон Сима, сына Ноя. А также этот район расположен на пересечении нескольких так называемых суффистких треугольников [2]. По всей видимости недаром этот регион посещали многие известные личности как А. Македонский, Чингисхан, Старшие Марко – Поло, Амир Тимур, Бобур. Район Нуратау имеет очень богатую историю, которая также отразилась на топонимических названиях. Эти названия имеют разные языковые корни. От древне согдийской, до персидской, тюркской, арабской, монгольской. В древности район Нуратау служил как бы одним из главных перекрестков где проходили разные народы. Это были персы, китайцы, согды, бактры, гунны, тюрки, огузы, сельджуки, арабы, индийцы, монголы и т.д. На территории районе Нуратау расположена древняя торговая инфраструктура (руины караван-сараев, крепости, сардоба – подземные водохранилища, заброшенные рудники, карьеры, развалины населенных пунктов, наскальные рисунки, каменные пирамиды и т.д.) и уникальные, великолепные по своей красоте горные проходы (ворота) из пустыни в оазисы. Естественно они представляют интерес не только для ученых но и туристов. Например в «Маджерум-сае» горном ущелье Нуратау, находится древнее дерево (Биота), возрастом более 1,5 тыс. лет, согласно легендам посаженное еще А. Македонским. Во многих саях Нуратинских гор имеются древние наскальные рисунки, которые датируется приблизительно от 3-4 тыс. лет. На равниной части находятся остатки древних ирригационных сооружений времен средневековья и развалины караван-сараев, часть из которых уже скрыта водами рукотворного озера Айдаро-Арнасай. В районе крепости Нурата что находится в Нуратинской межгорной котловине, поблизости от современного города Нурата, имеются архитектурные памятки датируемые 7-8 вв. н.э., а также бассейн с целебной водой, где водятся священные рыбы «маринки» порой достигающие более 1 метра. На южных склонах гор Нуратау расположены археологические стоянки позднего палеолита, древние шахты и рудники где добывали кремний, золото, серебро, железо, гранаты, бирюзу.

Естественно если нанести эту уникальную информацию на карту, то можно будет лучше представить какие туристические возможности открываются в том или ином  районе. Использование же новых технологий таких как глобальная навигационная спутниковая система и мобильная - ГИС позволят составлять новые маршруты к этим интересным местам. Космические снимки (Satellite Imagery) конечно тоже могут оказать существенную помощь в поиске и реконструкции древней торговой инфраструктуры (караван-сараи, направления дорог, крепости и т.д.). Применение всех этих направлений  технологии, помогут не только для ведения кадастра артефактов для научных исследований, но и для создания нового коммерческого продукта (новых туристических маршрутов. Все это может поспособствовать обновлению и расширению имеющегося туристического потенциала, а также ввести в оборот новые направления маршрутов связанных с ВШП. В будущем это может поспособствовать возрождению существовавшей ранее мощной коммерческой инфраструктуры [2]. Что в конечном счете будет способствовать привлечению новых инвестиций и созданию рабочих мест в этом регионе.    

Используя методы исторического анализа древних путеводителей, рукописей и старых карт, современных археологических исследований можно составить подробные семантические базы данных по историческим артефактам, их приблизительному месторасположению и их описанию. Далее используя методы ГИС наносим все эти данные на электронную карту. Составляя предварительную карту перспективных мест для поисков. Применив методы ДЗЗ для изучения археологических памятников [3, 4], можно уточнить месторасположение тех или иных исторических артефактов, а также определить направление древних караванных путей. Также можно использовать метод топонимического определения исторических артефактов [5,6] как вспомогательное средство. Используя современные средства глобальной навигационной спутниковой системы GPS/GLONASS можно как уточнить месторасположение артефактов на ГИС карте перспективных мест поисков, так и проложить маршрут к ним. Имея в наличие ГИС БД со слоями административно территориального деления, населенных пунктов, современной туристической инфраструктурой (гостиницы, базары, продовольственные магазины, ярмарки, этнографические кафе, сувенирные лавки, поликлиники, банки и т.д.), дорожной сети, колодцев, зональной этнографической кулинарии а также экологических и страховых рисков можно составить карту новых перспективных туристических маршрутов. Таким образом, имея такую карту с проложенными маршрутами можно будет лучше представить где необходимо разместить новые точки туристической инфраструктуры, как снизить экологические и страховые риски.

 

Результатом стала ГИС тематическая карта новых перспективных туристических маршрутов. Которая состоит из  с нанесенными на нее историческими, архитектурными и археологическими памятниками. Так и создание ряда семантических баз данных для навигаторов GPS/GLONASS. Которые можно использовать для прокладки новых туристических маршрутов по линии Великого шелкового пути.

Для района Нуратау удалось выделить в первом приближении 4 основных перспективных туристических маршрутов тематической направленности связанной с наследием Шелкового пути. Эти маршруты проходят по направлению древних торговых трасс Шелкового пути и других коммерческих дорог периода с 9 по 16 вв. н.э.:

Первый маршрут «По северной дороге Шелкового Пути», он автомобильно-пешеходный. Начинается он в городе Самарканд, проходит через Санзарскую долину (Туя-Тартар), Предгорья Мальгузарских гор, населенного пункта Заамин, поселку Рабат, до города Джизака, далее через горный проход Илан-Утты к горам Гобдунтау, до населенного пункта Челек и далее возвращение в город Самарканд. Общая протяженность 450,96 км, рассчитан на 2 дня, по сложности – средний, так как проходит в основном в пределах автомобильных дорог, а пешие переходы незначительны. Ландшафт прохождения данного маршрута предгорья, невысокие горы и горные долины, перепад высот от 400 до 2400 метров. 60% маршрута проходят по автомобильным асфальтовым дорогам, остальные по гравийным и грунтовым. В маршрут заложено ознакомление с торговой инфраструктурой периода Шелкового пути, в частности посещение 1 средневековой стены около рукотворного канала Туя-Тартар, 4 групп петроглифов, 2 этнографических базаров (в период Шелкового пути они являлись ключевыми узловыми перевалочными пунктами транзитной торговли), 1 развалины караван-сарая и 1 древних руин города;

Второй маршрут «Нуратинский отрезок северной дороги Шелкового Пути» (действовавший с 6 века н.э.). Начинается он в городе Джизак, далее следует в западном направлении в сторону Фаришской степи до развалин крепости Дунъе, северо-западной оконечности хребта Нуратау, Сентяб, Маджерум, Ухум. Далее туристический маршрут выходит на предгорную равнину и завершается в городе Джизаке. Общая протяженность туристического маршрута 449,4 км, рассчитан на 2 дня. В пределах основных шоссейных дорог, плюс несколько горных лошадиных маршрутов к скоплениям петроглифов и развалинам караван-сараев. Тип сложности средний. Ландшафт прохождения маршрута невысокие горы не превышающие 2000 метров, предгорные равнины, степь и горные ущелья. В маршрут заложено ознакомление с торговой инфраструктурой периода Шелкового пути и коммерческих дорог 6-11 веков н.э. в районе Нуратау. Включающих в себя посещение 3 развалин средневековых крепостей (fortress), 7 развалин караван-сараев (caravan shed), 1 руин сардоба (подземных водохранилищ), 1 древней священной биоты, 2 скоплений петроглифов, 1 средневековой земли орошения. Дороги прохождения все асфальтовые, кроме отрезка пути по предгорной равнине вдоль северных отрогов Нуратинского хребта – они грунтовые, и отрезков пути по горным ущельям они гравийные. В Сентяб сае качество дорожного покрытия плохое, высока вероятность оползней. Перепад высот по всему маршруту следования от 250 до 1400 метров. Пешеходная часть начинается с 900 до 1400 метров (в горных ущельях).

Третий маршрут «Бонусовый по караванным дорогам Нуратау с 9 по 11 века н.э.». Начинается он в городе Самарканде, затем идет на северо-запад и проходит через горы Каракчитаю, на  юго-запад к горам Каратау, пересекает Нуратинскую долину, проходит сквозь северо-западные отроги Нуратинского хребта. Далле идет Кошрабад (в северо-западной оконечности Нуратинского хребта), Каракишлак, город Нурата где он и заканчивается. Общая протяженность туристического маршрута 270,47км, рассчитан на 1,5 дня. В пределах основных шоссейных дорог, плюс несколько незначительных пешеходных маршрутов на высотах от 1000 до 1400 метров к скоплениям петроглифов и руин крепости. Тип сложности средний. Ландшафт прохождения маршрута невысокие горы, горные долины, предгорные равнины, степь и горные ущелья. В маршрут заложено ознакомление с коммерческими караванными путями периода с 9 по 11 века. Включающих в себя посещение 5 скоплений петроглифов, 1 древних земель орошения, 1 развалин караван-сарая, 1 руин крепости и 1 пруда со священными рыбами. Перепад высот этого маршрута колеблется от 400 до 1400 метров.

Четвертый маршрут «По торговым дорогам Арабского Халифата» + дополнительный третий бонусовый маршрут. Начинается маршрут в городе Самарканд, проходит через город Нурата, завершается в городе Самарканд. Маршрут Самарканд, Катта-Курган, Янгирабад, Зирабулак-Зиаддинские горы, Карнаб, горы Каратаг, Ташрабат, Канимех Нурата, Каракишлак, Илонтамгали, Рабат (в Нуратинской долине), горный перевал Тиканли (через хр. Актау), Чилаш, Янгирабад, Катта-Курган-Самарканд. Этот туристический маршрут может иметь много различных вариантов, которые могут как добавляться, так и убавляться в зависимости от нужд конечного потребителя (туристического агентства). Общая протяженность маршрута 670,8 км. Сложность прохождения – средняя. Тип маршрута автомобильный с незначительными пешеходными переходами на высотах 1000 – 1400 метров к местам скопления петроглифов и развалин караван-сараев в горной местности. Ландшафт прохождения маршрута невысокие останцовые горы, предгорные степи, горные долины. Средний перепад высот от 400 до 1500 метров. 70% покрытия дорог асфальтовые, 20 гравийные, 10% грунтовые. Качество покрытия – среднее. Всего на маршруте имеются 2 развалины средневековых крепостей, 11 групп петроглифов, 4 развалин караван-сараев, 1 уникальный священный бассейн с культовыми рыбами, 1 руины древней стены, 2 района с древним орошаемым земледелием.

Используемая литература:

  1. Yu. S Putrik., V.V. Sveshnikov, Tourism by geographer eyes, Moscow. Misl. p.4, 1986.
  2. Mekhdi Sanai, On the Great silk road… Meeting on the Kazakh Lands, Moscow, Publishing firm “Vostochnaya Literatura” Russian Academy of Science, p.10, 2000.
  3. N.I. Igonin, The using aerophoto image for study of archeological artifacts, Moscow, Science, pp. 257-260, 1965.
  4. T.M. Lillesand, R.W. Kiefer, Third edition. Remote sensing and image interpretation, Toronto, John Wiley& Sons, Inc., pp. 229-232, 1994.
  5. V. Kovalev, Nine question why. Tashkent, Uzbekistan, pp.73-75, 1975.
  6. S.K. Karaev, Toponyms of Uzbekistan, Tashkent, FAN, pp. 77-130, 1991.

Комментариев нет:

Отправить комментарий