Конец 17 – середина 19 века (Выписки из диссертации)
Правительство (Бухарского эмирата) не взимает никакой пошлины с вывозимых из страны товаров, с привозных же требует пошлину, правда очень умеренную. Торговля с Империями еще важна тем что она питает транзитную торговлю, в эмирате [12]. Фактически тоже, самое, что сейчас делает ОАЭ. Беспошлинная торговля в эмирате Дубай, что приносит неплохую прибыль, и сделала это место одним из важных региональных центров торговли.
До 18 века бухарские купцы выменивали ткани на пушнину и железо (в Тару, Томск, Тобольск). Флорентийский купец Бальдучи Пеголетти, живший около 1335 года, первым упоминает о торговой дороге из Азова в Пекин, которая проходила через Астрахань, Сару, Сарайчик и Ургенч. Без сомнения, караваны проходили через Отрар, так же как через Бухару и Самарканд, когда эти страны находились в состоянии мира. Вначале 19 века бухарские караваны выходили из Бухары в мае месяце, в июле уже были в России, а русские границы – в октябре и даже в ноябре. Путь от российских границ до бухарских в среднем занимает два месяца на верблюдах. В январе купцы подготавливаются к новому путешествию. Весной они покупают бумажную ткань, зимой хлопчатобумажную пряжу. Торговля с Россией в 1819 году в основном составляла – хлопок, пряжа, хлопчатобумажная ткань, бирюза, ляпис-лазурь, мех, каракулевые шкурки, сухофрукты, орехи, чай, шелковые ткани [12].
Бухария торгует и с индусскими купцами в основном из Северного Индостана (из Индии привозят кашмирские шали, шелковые материи, тонкое бумажное полотно, драгоценных камней и много индиго. В Персию и Афганистан из Бухарии привозят русские товары, аз из Персии грубые шали, деревянные гребни, ковры и бирюзу [12].
На основе данных Мейендорфа можно говорить что в год грузооборот товаров с Россией в 1819 году примерно составлял – 864 тонны, с Кашгаром в 201,6 тонну, с Персией в 172,8 тонн. А стоимость перевозки грузов была следующая за 1 верблюда 108 рублей из Бухары до Троицка, а от Орска до Оренбурга – 99 рублей. От берегов Синда через Кабул до Бухары от 108 до 126 рублей за верблюда.
Местные жители Нуратау продают свою продукцию овощеводства, садоводства, виноградарства и в меньшей степени скотоводства на региональном базаре в Джизаке и местных базарах в селениях Янги или Богдан. В Янги-кишлаке тоже есть базар. Торговля идет между местными кочевниками и жителями горных ущелий с заезжими из Джизака или Зарафшанской долины. Продают ситец, платки, седла, кишмиш, хлеб [35].
В Сарымсаклы и Синтабе бывают базары. В Сентябе продавали продукцию из России. Местное население в горных ущельях в поймах рек занимается садоводством и овощеводством, есть и посадки ореха и шелковицы. На конусах выноса в степи почти у каждого кишлака имеются огромные дынные плантации. Март и апрель местное население живет в юрте, вне кишлака, ради подножного корма его скоту, в мае переходит в сад, выращивая там тутовые ягоды, урюк и другие плоды или живет на овощной плантации. Только поздней осенью население возвращается в кишлаки для того, чтобы перезимовать в них [35].
Базарные кишлаки. Они большей частью значительного объема. Купцы из городов лишь изредка посещают эти базары, и большею частию во время сбора шелка, хлопка и винограда. Привозимые сюда из городов товары: железные инструменты, глиняные сосуды и материи. В основном эти базары больше служат целям местного населения – для удовлетворения потребностей земледельцев, которые продают здесь свою продукцию и покупают необходимые для себя покупки. Из местных произведений более всего продаются земледельческие орудия, арбы, колеса, съестные припасы: хлеб, фрукты и овощи, Пайшабэ город на Акдарье по средам и четвергам, Митан (к северу от Акдарьи), Каты-курган – по средам и субботам, Джума базар расположенный между Гобдунтагом и Каракчитау работал по пятницам. Главными центрами для нескольких базарных округов служат города. Они состоят из кишлаков с большой полосой садов [34].
Лучшие коконы Зарафшанской долины - бухарские, на втором месте Ката-Курганские, но лучше Бухарских – кокандские, но кокандцы не умеют изготавливать из них шелк, поэтому шелковые ткани в Бухаре стоят дороже, так как бухарцы знают в этом толк. Вокруг Каты-Кургана очень много занимаются производством шелка - сырца, около 5000 пудов в год. Этот шелко-сырец через Афганистан поставляется в Индию. В Ката-Кургане также значительно производство хлопка [34].
Торговля с Кашгаром совершенно прервана. Прежде оттудого привозили чай и серебро (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.49).
Торговые села в Нуратау – Чюэ, Багапджат, Акчап, Джуш, Кошрават, Пшат которые состоят из 50-150 разбросанных дворов. Здесь люди существуют только за счет земледелия на неорошаемых горных склонах [36].
Через Чалек проходит дорога из Бухары в Джизак, которой часто следуют караваны, оставляющие в таком случае Самарканд в стороне. Тут кроме краткости дороги влияет еще другое обстоятельство: Зарафшан, от таяния снегов в его верховьях, в самую середину лета делается страшно глубок [37].
Дагбит большой базар в с13 верстах от Самарканда на берегу Акдарьи. На этот базар съезжаются жители 5 уездов, и меня уверяли что он по своим оборотам больше Самаркандского. Базары есть и в Челеке, Яны-Кургане, Пейшамбэ [37].
Торговые отношения, сложившиеся с давних времен между Россией и Бухарией, приняли особенно широкий размах начиная со второй половины восемнадцатого столетия. Так как эта стана (Кашгар) гориста, то караваны совершают только небольшие дневные переходы.Предметом внутренней торговли Бухарии служат главным образом продовольственные товары, сельского хозяйства. Торговля содействовала установлению и развитию взаимоотношений между различными государствами [12].
Еще со времен Александра определялся великий путь, которым нынче следуют караваны, идущие из Бухары через Самарканд в Кашгар и проходящий через Коканд и Тахти-Сулейман. Древний торговый путь между Индией и Трансоксанией был таким же, каким эта страна пользуется в наши дни. Наконец, дороги, которых держались в средние века и посредством которых установилось сообщение с Маверанахром, Бухарией и Астраханью, - те же, которыми бухарские караваны следуют и теперь. Торговля всегда обогащает страну [12].
Базар в Сентябе, собиравшийся раз в неделю, особенно оживлялся осенью. Казахи пригоняли баранов для продажи или обмена, из узбекских кишлаков, расположенных по ту сторону хребта (в частности из Ахчаба и Джуша), поступал хлеб. Частично хлеб поступал и из некоторых таджикских кишлаков. В основном таджики поставляли свежие фрукты, арбузы и дыни, а также ткани. Между отдельными этническими группами, каждой из которой соответствовал определенный тип хозяйства, существовали тесные экономические связи, которые приводили к глубокому взаимовлиянию и сближению культур и, в тоже время, позволяли каждой группе сохранить некоторые особенности культуры и быта [31].
Используемая литература:
35. Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-
Петербург. 1876.
34. Радлов. Записки Императорского Русского Географического Общества. Средняя Зарафшанская долина.
36. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Москва. 1989. с.558.
37. Федченко А.П. Топографический очерк Зарафшанской долины и заметки соседних бегствах и памятниках Самарканда. Москва. Типография Мамонтова А.И. и Ко.1870. с.1-24.
12. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в
источниках и материалах XIX – начала XX века. Москва. Наука. 1975.
31. Кармышева Б.Х., Пещерева Е.М. Материалы этнографического обследования
таджиков Нуратинского хребта. Советская этнография. №1. АН СССР. Москва.
Наука. 1964. с.6-21.
Правительство (Бухарского эмирата) не взимает никакой пошлины с вывозимых из страны товаров, с привозных же требует пошлину, правда очень умеренную. Торговля с Империями еще важна тем что она питает транзитную торговлю, в эмирате [12]. Фактически тоже, самое, что сейчас делает ОАЭ. Беспошлинная торговля в эмирате Дубай, что приносит неплохую прибыль, и сделала это место одним из важных региональных центров торговли.
До 18 века бухарские купцы выменивали ткани на пушнину и железо (в Тару, Томск, Тобольск). Флорентийский купец Бальдучи Пеголетти, живший около 1335 года, первым упоминает о торговой дороге из Азова в Пекин, которая проходила через Астрахань, Сару, Сарайчик и Ургенч. Без сомнения, караваны проходили через Отрар, так же как через Бухару и Самарканд, когда эти страны находились в состоянии мира. Вначале 19 века бухарские караваны выходили из Бухары в мае месяце, в июле уже были в России, а русские границы – в октябре и даже в ноябре. Путь от российских границ до бухарских в среднем занимает два месяца на верблюдах. В январе купцы подготавливаются к новому путешествию. Весной они покупают бумажную ткань, зимой хлопчатобумажную пряжу. Торговля с Россией в 1819 году в основном составляла – хлопок, пряжа, хлопчатобумажная ткань, бирюза, ляпис-лазурь, мех, каракулевые шкурки, сухофрукты, орехи, чай, шелковые ткани [12].
Бухария торгует и с индусскими купцами в основном из Северного Индостана (из Индии привозят кашмирские шали, шелковые материи, тонкое бумажное полотно, драгоценных камней и много индиго. В Персию и Афганистан из Бухарии привозят русские товары, аз из Персии грубые шали, деревянные гребни, ковры и бирюзу [12].
На основе данных Мейендорфа можно говорить что в год грузооборот товаров с Россией в 1819 году примерно составлял – 864 тонны, с Кашгаром в 201,6 тонну, с Персией в 172,8 тонн. А стоимость перевозки грузов была следующая за 1 верблюда 108 рублей из Бухары до Троицка, а от Орска до Оренбурга – 99 рублей. От берегов Синда через Кабул до Бухары от 108 до 126 рублей за верблюда.
Местные жители Нуратау продают свою продукцию овощеводства, садоводства, виноградарства и в меньшей степени скотоводства на региональном базаре в Джизаке и местных базарах в селениях Янги или Богдан. В Янги-кишлаке тоже есть базар. Торговля идет между местными кочевниками и жителями горных ущелий с заезжими из Джизака или Зарафшанской долины. Продают ситец, платки, седла, кишмиш, хлеб [35].
В Сарымсаклы и Синтабе бывают базары. В Сентябе продавали продукцию из России. Местное население в горных ущельях в поймах рек занимается садоводством и овощеводством, есть и посадки ореха и шелковицы. На конусах выноса в степи почти у каждого кишлака имеются огромные дынные плантации. Март и апрель местное население живет в юрте, вне кишлака, ради подножного корма его скоту, в мае переходит в сад, выращивая там тутовые ягоды, урюк и другие плоды или живет на овощной плантации. Только поздней осенью население возвращается в кишлаки для того, чтобы перезимовать в них [35].
Базарные кишлаки. Они большей частью значительного объема. Купцы из городов лишь изредка посещают эти базары, и большею частию во время сбора шелка, хлопка и винограда. Привозимые сюда из городов товары: железные инструменты, глиняные сосуды и материи. В основном эти базары больше служат целям местного населения – для удовлетворения потребностей земледельцев, которые продают здесь свою продукцию и покупают необходимые для себя покупки. Из местных произведений более всего продаются земледельческие орудия, арбы, колеса, съестные припасы: хлеб, фрукты и овощи, Пайшабэ город на Акдарье по средам и четвергам, Митан (к северу от Акдарьи), Каты-курган – по средам и субботам, Джума базар расположенный между Гобдунтагом и Каракчитау работал по пятницам. Главными центрами для нескольких базарных округов служат города. Они состоят из кишлаков с большой полосой садов [34].
Лучшие коконы Зарафшанской долины - бухарские, на втором месте Ката-Курганские, но лучше Бухарских – кокандские, но кокандцы не умеют изготавливать из них шелк, поэтому шелковые ткани в Бухаре стоят дороже, так как бухарцы знают в этом толк. Вокруг Каты-Кургана очень много занимаются производством шелка - сырца, около 5000 пудов в год. Этот шелко-сырец через Афганистан поставляется в Индию. В Ката-Кургане также значительно производство хлопка [34].
Торговля с Кашгаром совершенно прервана. Прежде оттудого привозили чай и серебро (Радлов В.В. Средняя Зерафшанская долина. Записки Императорского Русого Географического Общества. Санкт-Петербург. 1880. с.49).
Торговые села в Нуратау – Чюэ, Багапджат, Акчап, Джуш, Кошрават, Пшат которые состоят из 50-150 разбросанных дворов. Здесь люди существуют только за счет земледелия на неорошаемых горных склонах [36].
Через Чалек проходит дорога из Бухары в Джизак, которой часто следуют караваны, оставляющие в таком случае Самарканд в стороне. Тут кроме краткости дороги влияет еще другое обстоятельство: Зарафшан, от таяния снегов в его верховьях, в самую середину лета делается страшно глубок [37].
Дагбит большой базар в с13 верстах от Самарканда на берегу Акдарьи. На этот базар съезжаются жители 5 уездов, и меня уверяли что он по своим оборотам больше Самаркандского. Базары есть и в Челеке, Яны-Кургане, Пейшамбэ [37].
Торговые отношения, сложившиеся с давних времен между Россией и Бухарией, приняли особенно широкий размах начиная со второй половины восемнадцатого столетия. Так как эта стана (Кашгар) гориста, то караваны совершают только небольшие дневные переходы.Предметом внутренней торговли Бухарии служат главным образом продовольственные товары, сельского хозяйства. Торговля содействовала установлению и развитию взаимоотношений между различными государствами [12].
Еще со времен Александра определялся великий путь, которым нынче следуют караваны, идущие из Бухары через Самарканд в Кашгар и проходящий через Коканд и Тахти-Сулейман. Древний торговый путь между Индией и Трансоксанией был таким же, каким эта страна пользуется в наши дни. Наконец, дороги, которых держались в средние века и посредством которых установилось сообщение с Маверанахром, Бухарией и Астраханью, - те же, которыми бухарские караваны следуют и теперь. Торговля всегда обогащает страну [12].
Базар в Сентябе, собиравшийся раз в неделю, особенно оживлялся осенью. Казахи пригоняли баранов для продажи или обмена, из узбекских кишлаков, расположенных по ту сторону хребта (в частности из Ахчаба и Джуша), поступал хлеб. Частично хлеб поступал и из некоторых таджикских кишлаков. В основном таджики поставляли свежие фрукты, арбузы и дыни, а также ткани. Между отдельными этническими группами, каждой из которой соответствовал определенный тип хозяйства, существовали тесные экономические связи, которые приводили к глубокому взаимовлиянию и сближению культур и, в тоже время, позволяли каждой группе сохранить некоторые особенности культуры и быта [31].
Используемая литература:
35. Хорошхин А.П. Сборник статей касающихся до Туркестанского края. Санкт-
Петербург. 1876.
34. Радлов. Записки Императорского Русского Географического Общества. Средняя Зарафшанская долина.
36. Радлов В.В. Из Сибири. Страницы дневника. Москва. 1989. с.558.
37. Федченко А.П. Топографический очерк Зарафшанской долины и заметки соседних бегствах и памятниках Самарканда. Москва. Типография Мамонтова А.И. и Ко.1870. с.1-24.
12. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. Центральная Азия в
источниках и материалах XIX – начала XX века. Москва. Наука. 1975.
31. Кармышева Б.Х., Пещерева Е.М. Материалы этнографического обследования
таджиков Нуратинского хребта. Советская этнография. №1. АН СССР. Москва.
Наука. 1964. с.6-21.
Комментариев нет:
Отправить комментарий